Положительные эмоции в жизни школьника
Психологическое развитие детей, образцы поведения закладываются в семье. Поэтому родители должны отдавать себе отчет в том, какая ответственность возложена на них в деле воспитания ребенка. Период детства — самое подходящее время для приобретения полезных привычек и положительных черт характера, так необходимых в дальнейшей жизни. Дом — это лучшее место для воспитания в детях здоровых эмоций, доброжелательности и правильного мышления.
С каждым днем мир меняется, но не всегда в лучшую сторону: люди не хотят понимать друг друга, не желают слышать собеседника, не умеют разрешать конфликтные ситуации, очень часто проявляют агрессивность. Но мы с вами, как родители, понимаем, что жить в таком мире нашим детям, поэтому давайте научим их быть счастливыми, несмотря на разные жизненные ситуации.
А что необходимо
человеку, маленькому или взрослому, кроме дома, еды и физической
безопасности?
§
человеку нужно, чтобы его любили;
§
человеку нужно, чтобы его понимали и признавали;
§
чтобы он чувствовал себя необходимым;
§
чтобы у него был оцененный другими, и в первую очередь,
родными людьми,
§
чтобы он был успешным;
§
чтобы он мог реализовать свои возможности;
§
чтобы он мог осуществить свою мечту.
Вывод: Необходимо воспитать
из маленького человека всесторонне развитую и конкурентно-способную
личность.
Благодаря чему
человек, особенно маленький, может быть счастлив?
По-настоящему счастлив тот ребенок,
который окружен заботой и вниманием со стороны любящих его людей.
Только в этом случае в его поведении будут преобладать положительные
эмоции, он будет смотреть на мир добрыми глазами. Ребенок чувствует
себя защищенным, когда рядом есть взрослые, помогающие смело идти
по жизни, прививающие ему достойное поведение, предостерегающие
от дурных поступков.
В первую очередь, он счастлив
от той психологической обстановки, в которой он находится каждый
день, в которой растет и развивается. А какая эта обстановка?
Как точно и правильно сказал
А.П.Чехов: «Дети святы и чисты. Нельзя их делать игрушкою своего
настроения».
Каждый школьный возраст характеризуется
особенностями проявления чувств и эмоций. Рассмотрим ряд возрастных
особенностей эмоциональной сферы (по Е.П.Ильину).
Для поведения младшего школьника
характерны следующие эмоциональные проявления:
1) эмоциональная окрашенность восприятия, воображения, интеллектуальной
и физической деятельности;
2) непосредственность выражения
переживаний;
3) эмоциональная неустойчивость, частая
смена настроений;
4) склонность к кратковременным и бурным аффектам.
Эмоциогенными
факторами для школьников этого возраста являются не только игры
и общение, но и успехи или неудачи в учебе, оценки учебной
деятельности (учителем, сверстниками, родителями). Собственные эмоции,
а также чувства других людей слабо осознаются ими. Мимика других людей
воспринимается ими часто неверно, что приводит к неадекватным реакциям при
обращении к ним окружающих.
Хотя младший школьник интенсивно эмоционально
реагирует на значимые для него события, у него постепенно
совершенствуется способность подавлять волевым усилием нежелательные
эмоциональные реакции. В результате этого происходит отрыв экспрессии
от переживаемого эмоционального состояния в определенную сторону:
ребенок становится способным не проявлять переживаемую эмоцию,
а также изображать эмоцию, которую он не переживает
в данный момент времени. Развитию данных способностей содействуют общение,
обучение, игровая деятельность и накопление эмоционального опыта младшими
школьниками, навыков эмоционального саморегулирования.
Приведите, пожалуйста, примеры ситуаций
из вашей жизни, связанные с отрицательными и положительными
эмоциями.
Например, вспомните сегодняшний день
с самого утра, какие эмоции вы испытывали?
Положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят,
понимают, признают, уважают, принимают, а отрицательные — при
неудовлетворении потребностей в понимании, признании, любви и т.п.
Как формировать положительные эмоции?
С чего начать?
При общении с детьми не рекомендуется употреблять
выражения:
§
Я сотни раз тебе говорил ...
§
Сколько раз надо повторять...
§
О чём ты только думаешь...
§
Неужели тебе трудно запомнить, что...
§
Ты такой же, как и твой, (твоя) ...
§
Отстань, некогда мне...
§
А вот Машенька со второго подъезда...
§
Почему мой ребенок такой...
Рекомендуется употреблять выражения:
§
Ты у меня такой умный, красивый и т.д.
§
Как хорошо, что у меня есть ты.
§
Ты у меня молодец.
§
Я очень тебя люблю.
§
Как ты хорошо это сделал, это у тебя хорошо получается
§
Если бы не ты, я бы с этим сама так быстро
не справилась (помощь по дому)
§
Спасибо тебе за поддержку
А как
вы реагировали бы, если ваш ребенок...
Рекомендации по развитию
положительных эмоций вашего ребенка.
Родителям желательно выполнять следующие
простые правила при общении с детьми:
— Безусловно принимайте своего ребёнка, таким, каким он есть.
— Внимательно слушайте его, сочувствуйте, сопереживайте.
— Как можно чаще общайтесь с ним, читайте ему, слушайте его чтение,
играйте с ним.
— Не помогайте выполнять
те задания, которые он может выполнить самостоятельно.
— Помогайте ему, когда он просит.
— Поддерживайте и отмечайте
его успехи.
— Рассказывайте о своих
проблемах, делитесь чувствами, обсуждайте детские фильмы, книги, мультфильмы.
— Разрешайте конфликты мирно.
— Даже требования, которые
вы предъявляете, должны быть сформулированы корректно и мягко.
— Станьте для своего ребёнка
примером для подражания, в проявлении положительных эмоций
по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
— Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте.
— Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу
жизнь и жизнь вашего ребёнка теплее и радостнее.
Ритуалы, которые
нравятся детям.
§
Перед уходом в школу ребенка обнять и поцеловать..
§
Придя из школы ребенок хочет , чтобы выслушали его рассказ
о школьной жизни, услышать мнение родителей и совет.
§
Все дети очень любят посидеть при свечах рядом с мамой и папой.
§
На ночь быть заботливо укрытым.
Ребенку необходимо,
чтобы его любили, и чтобы ему было кого любить и за кого нести
ответственность. Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным
и неотзывчивым. Для возникновения эмоциональной чуткости важна
ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах,
а если таковых нет, то о домашних животных. Нужно, чтобы ребенок
сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал, и тут неоценимую
пользу может принести щенок, котенок или другое животное, за которым
ребенок ухаживает сам и по отношению к которому он является
«старшим». Тогда, замечая беспокойство животного в тех случаях, когда
он его своевременно не покормил или не погулял с ним,
ребенок обретает способность к сопереживанию и эмоциональной
отзывчивости.
Для ребенка такая
радость за другого — пока еще редкое явление, но уже
в младшем школьном возрасте, по мере взросления и накопления
социального опыта, дети постепенно, на основе подражания, учатся
сопереживать другим.
Важно
не создавать условия для развития отрицательных эмоций,
но не менее важно не задавить положительные — ведь именно
положительные эмоции лежат в основе нравственности и творческих
способностей человека.
Эмоции ребенка и что
их вызывает.
Что такое эмоция? Эмоции – это
внутренние переживания человека. Эмоции выражают отношение человека к
складывающимся или возможным ситуациям и носят ситуативный характер.
К эмоциональным
состояниям человека относят:
§
настроение (общее стойкое актуальное эмоциональное состояние человека,
определяющее его общий тонус и активность);
§
страсть (сильная, все себе подчиняющая увлеченность человека кем-либо
или чем-либо);
§
аффект (яркое, кратковременное эмоциональное переживание, например,
горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе);
§
чувства (высшие человеческие эмоции, связанные с теми людьми,
событиями, предметами, которые для данного человека являются значимыми);
§
стресс (состояние сильного общего напряжения, возбуждения в трудных,
необычных, экстремальных условиях).
Эмоции могут быть положительными и
отрицательными.
Положительные эмоции большинство из нас
устраивают, их хочется сохранить подольше. А вот отрицательные мешают,
напрягают, делают нас уязвимыми (такие как гнев, ненависть, страх, отвращение и
т.п.), поэтому от них хочется избавиться. Как же в этом помочь нашим деткам?
Для начала необходимо знать, что может вызвать отрицательные эмоции у ребенка.
Таких причин довольно много, выделим основные.
Что у ребенка вызывает
отрицательные эмоции?
1. Противоречие между
сильным желанием и невозможностью удовлетворить его (очень ярко проявляется у
маленьких детей).
2. Конфликт,
заключающийся в повышенных требованиях к ребенку, неуверенному в собственных
силах (наблюдается в ситуации, когда родители предъявляют к ребенку завышенные
требования в учении, которые ему явно не по силам).
3. Противоречивость
требований родителей, родителей и педагогов (например, тренер воспитывает
дисциплину, требует соблюдение определенного режима спортсменом, родители же
тренера в этом не поддерживают), в результате формируется злоба, недоверие,
поэтому так важна согласованность действий родителей и педагогов.
4. Частые негативные
эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции
с их стороны. В психологии существует такое понятие как заражение, т.е.
непроизвольная передача эмоционального состояния от одного человека другому.
Поэтому важно научиться самому и научить ребенка справляться со своими
эмоциями.
5.Использование
приказов, обвинений, угроз, оскорблений вместо доверительной беседы и
совместного анализа возникшей ситуации.
Как справиться с эмоциями, которые
бушуют вследствие какой-то ситуации? Будь это волнение перед важным событием
или неудача, или, наоборот, когда в случае чрезвычайного успеха положительные
эмоции столь сильны, что начинают мешать. Поддержите своего малыша!
Поддержка ребенка в ситуациях волнения
или неудачи.
Наша искренняя забота,
внимание, любовь к детям помогает им справляться со многими трудностями,
сохраняют психологический комфорт ребенка, и не важно, сколько ему лет!
Ребенок постоянно
задает вопрос: “Вы любите меня?”. Может быть, произносит его вслух, а может
быть он остается во внутреннем диалоге. Если мы любим ребенка, безусловно, он
чувствует, что ответ на этот вопрос положительный, если мы любим его условно
(проявляем любовь лишь когда ребенок “вел себя хорошо”, был успешен), то он
теряет уверенность в себе, становится тревожным и напряженным. От ответа,
который получает ребенок на этот жизненно важный для него вопрос, в
значительной степени зависит его основное отношение к жизни. Это принципиально значимо
для его дальнейшего развития.
Важно, что в глубине
души мы можем испытывать пламенную любовь к своему ребенку, но этого
недостаточно. Именно через наше поведение ребенок ощущает нашу любовь к себе,
он не только слышит, что мы говорим, но и чувствует, как мы говорим, а главное,
что мы делаем. На ребенка наши поступки действуют гораздо сильнее, чем слова.
Какие есть способы
выражения родительской любви и поддержки в трудных для ребенка ситуациях?
Давайте подумаем о них вместе, ведь многими из них вы пользуетесь.
Контакт глаз
Под контактом глаз
понимается наш прямой взгляд в глаза другому человеку. Большинство людей не
осознают, насколько это решающий фактор. Пробовали ли вы когда-нибудь
поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть вам в
лицо? Это трудно, представьте себе, и очень резко влияет на наше отношение к
нему. Нам скорее симпатичнее и больше нравятся люди с открытым и дружелюбным
взором, искренней улыбкой, доброжелательным и дружелюбным отношением к
собеседнику. Многочисленные исследования показали, что открытый, естественный,
доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку существенно важен не только для
установления хорошего коммуникационного взаимодействия с ним, но и для
удовлетворения его эмоциональных потребностей.
Контакт глаз (осознаем мы это или нет)
является основным средством для передачи нашей любви к детям. Чем чаще родители
с любовью смотрят на ребенка, тем больше он пропитан этой любовью. Однако через
контакт глаз могут передаваться и другие сигналы. Особенно нежелательно
использовать контакт глаз, когда родители делают ребенку внушение, наказывают,
ругают, упрекают его и т.п. Когда родители используют это мощное средство
контроля преимущественно в отрицательном ключе, то и ребенок видит своего
родителя в основном в отрицательном плане. Пока ребенок маленький, страх делает
его покорным и послушным, и внешне это нас вполне устраивает. Но ребенок
растет, и страх сменяется гневом, обидой, депрессией.
Внимательнее всего
слушает нас ребенок, когда мы смотрим ему в глаза.
Тревожные, неуверенные дети больше всего
нуждаются в контакте глаз. Ласковый взгляд способен уменьшить уровень
тревожности. Переданная взглядом информация может глубже отпечататься в
сознании ребенка, чем сказанные слова.
Физический контакт
Казалось бы, это
вполне естественно, но исследования показали, что большинство родителей
прикасаются к своим детям только по необходимости (помогая одеваться, переводя
через дорогу и т.п.). Для физического контакта вовсе необязательно лезть к
ребенку с объятиями и поцелуями, вполне достаточно прикоснуться к руке,
погладить по голове, потрепать по волосам и т.п. Главное, чтобы все эти нежные
прикосновения были естественны и искренни и не были демонстративны или
чрезмерны.
Бытует мнение, что ласка и нежность
важны для девочек, мальчикам же "телячьи нежности" ни к чему. Это в
какой-то мере справедливо по отношению к мальчикам старше 7-8 лет (но и в 8, и
в 10, и в 12, и в 15 лет ребенок нуждается в физическом контакте, только его
формы могут быть более сдержанными), но для полноценного развития мальчику с
первых дней жизни необходимо не меньше любви и физической ласки, чем девочкам.
Пристальное внимание
Следующий способ
выражения любви и поддержки ребенку - пристальное внимание, под которым
понимается наше полное сосредоточение на ребенке, без отвлечения на какие-либо
мелочи, позволяющее ребенку почувствовать, что он в глазах родителей самый
важный человек в мире. Как ни странно, чаще всего в минуты, когда ребенку
больше всею необходимо наше пристальное внимание, мы в силу тех или иных
обстоятельств к нему не расположены. Тут уж надо отказываться от каких-либо дел
или развлечений, ибо это чрезвычайно важно для развития положительной
самооценки ребенка. Если ребенок не получает достаточно пристального внимания,
он чувствует, что все на свете важнее, чем он, и это служит причиной его
беспокойства. В результате у такого ребенка отсутствует чувство безопасности и
тем самым нарушается его эмоциональное развитие.
Вспомните, пожалуйста,
как часто вы общаетесь со своим ребенком, не занимаясь при этом какой-то другой
деятельностью (кроме совместной деятельности с ребенком)?
Это может быть
совместная игра, поход, интимная беседа.
Если мы проявляем
пристальное внимание к маленькому ребенку, то он приобретает способность и
потребность делится со взрослым своими переживаниями, делает это естественно,
даже переживая кризисные периоды в своей жизни.
Мы уже говорили о том,
что ребенок может “заразиться” отрицательными эмоциями взрослого, поэтому важно
научиться управлять своим эмоциональным состоянием и научить этому ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий